Вы здесь

Информатика и образование << < 2012 № 10 > >>

Все описанные номера года: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все описанные годы: 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

.
Содержание номера

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ. НОВАЯ ЖИЗНЬ

Пекшева А. Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В статье рассмотрены подходы к термину «интерактивность», дано описание различных видов интерактивности, представлены средства ИКТ для создания интерактивных элементов электронных учебных пособий, описана технология когнитивной визуализации. Также в статье рассмотрена мультимедийная инсталляция как одна из разновидностей применения технологии интерактивной когнитивной визуализации учебного материала.

Пытель Е. Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье анализируется проблема организации самостоятельной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза. Раскрываются понятие самостоятельной деятельности студентов в ИОС вуза, ее компоненты и принципы организации. Описываются составляющие ИОС вуза и их информационные сервисы для организации самостоятельной деятельности студентов.

Бадулина Г. Е., Пономаренко В. П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» С ОБЩЕЙ ДИСКУССИЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В статье представлены структура занятия и методические рекомендации по использованию «мозгового штурма» с общей дискуссией для формирования профессиональной компетентности специалиста.

Самбиева Л. И.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье представлен обзор процесса информатизации образовательных учреждений в Чеченской Республике с 2000 г. по настоящее время. Особое внимание уделено вопросу подготовки кадров информатизации — повышению ИКТ-компетентности учителей региона.

Сивоконь Е. Е.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены риски, которым подвергаются современные школьники в процессе обучения с применением ИКТ и способы преодоления этих рисков посредством использования методов и форм обучения, способствующих сохранению здоровья учащихся. Анализируются возможности использования интерактивного обучения с учетом здоровьесберегающих технологий. Приводятся рекомендации для учителя информатики по организации безопасной работы учащихся в компьютерном классе.

Приступина Л. В.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены информационно-коммуникационные технологии в качестве ресурса инклюзивной школы, указаны группы обучающихся с особенными образовательными потребностями, в обучении которых ИКТ могут быть наиболее эффективны.

Гилярова М. Г.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматриваются необходимость мотивации при проведении учебного занятия, возможность ее увеличения с помощью интерактивных средств, приведены примеры.

Ворохобина Я. В., Зайцева И. В., Попова М. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье раскрываются преимущества организации интерактивного практикума для изучения математических дисциплин с использованием программы SMART Board Tools. Описывается методика решения задач по теории вероятностей.

Коваленко М. И., Баринов А. А., Баринов Л. П.

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ФИЗИКА») К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены новые требования, предъявляемые к подготовке бакалавров педагогического образования, обу­словленные введением ФГОС ВПО третьего поколения, переходом к двухуровневой системе образования, реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Приведен анализ современных электронных образовательных ресурсов по физике, особое внимание уделено рассмотрению виртуальных физических практикумов, классификации входящих в них моделей, а также методических аспектов их использования в преподавании физики.

Спивак М. В.

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО РЕСУРСА ПО ФИЗИКЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ MICROSOFT FRONTPAGE

Создание цифровых ресурсов по различным дисциплинам на уроках информатики приводит к развитию познавательной активности и творческого потенциала учащихся; созданию на уроке ситуации успешности; личностному подходу и подготовке учащихся к жизни в современном мире. Тем самым реализуется задача перехода от знаниевой парадигмы образования к деятельностной.

Иванова В. И.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются роль и место электронных образовательных ресурсов (ЭОР) как средства формирования познавательной активности обучающихся на уроках информатики. Рассмотрен дидактический материал как один из видов ЭОР и его значимость в формировании учебных навыков учеников.

Цуров С. А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ

В статье рассматриваются роль и место интерактивных технологий на уроках по вычислительной технике, основные цели использования интерактивной доски в образовательном процессе, положительные изменения в качестве обучения в связи с ее применением.

Щербакова Н. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются роль и место интерактивной доски как средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы. На примере урока, посвященного произведению М. Твена «Приключения Тома Сойера», показано, как можно эффективно использовать интерактивную доску, документ-камеру.

Зерщикова Т. В.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ SMART BOARD НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматривается использование интерактивных технологий для осуществления современного подхода к урокам гуманитарного цикла в новом информационно-образовательном пространстве, а также роль и место интерактивных средств SMART как средств обеспечения личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в обучении.

Суворова Н. В.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются мультимедийные технологии как средство развития информационно-коммуникационной компетенции учащихся средней школы (V—IX классы) на примере обучения литературе.

Суворова Е. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается использование системно-деятельностного подхода и интерактивных технологий как условие формирования ИКТ-компетентности младших школьников (на примере обучения русскому языку).

Масляева Н. С., Дудко Т. В.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья отражает подходы к использованию ИКТ в начальных классах общеобразовательной школы, а также методы отслеживания эффективности обучения и развития детей.

Кулакова Л. Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учащихся при использовании интерактивных технологий и реализация с их помощью одного из важнейших принципов начальной школы — наглядности в обучении.

Тлатова О. Р.

РЕБЕНОК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья рассказывает о практическом опыте применения в работе с учениками начальной школы сервисов Веб 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети Интернет, но и совместно работать и размещать в Сети текстовую и медиаинформацию.

Ластовина С. А., Полуляшная Е. В., Татаренко Н. И., Вернова Т. С.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В статье представлен практический опыт внедрения и использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения на примере детского сада № 266 г. Ростова-на-Дону.

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ИНФОРМАТИКИ

Нурмухамедов Г. М.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОМОЩИ ИНСТРУМЕНТОВ ГИПЕРМЕДИА

В статье идет речь об учебнике нового поколения, который недавно вышел в издательстве «БХВ-Петербург»: «Информатика. Теоретические основы: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ». Авторы данного пособия Г. М. Нурмухамедов и Л. Ф. Соловьева. К текстовому варианту книги прилагается компакт-диск с электронным мультимедийным пособием, на котором полностью изложен материал книги, дополненный интерактивными схемами, гиперссылками и анимацией — элементами, позволяющими читателям лучше понять предложенный в книге материал.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Недбайлов А. А.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы компьютерного технологического обеспечения творческих процессов проектного и продуктивного обучения. Предложены методы, органично включаемые в знаниевое пространство учебного заведения и позволяющие создавать информационные объекты разного характера. Эти методы можно использовать в учебных заведениях различного уровня и на курсах повышения квалификации преподавателей.

Шевчук М. В., Шевченко В. Г.

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

В статье разбираются вопросы использования в образовательных учреждениях традиционного программного обеспечения и программного обеспечения, основанного на технологии облачных вычислений. Рассматриваются основные преимущества применения в образовательной среде программного обеспечения на основе облачных технологий над традиционными программными средствами. Особое внимание уделено вопросам организации учебного виртуального рабочего места на основе облачной операционной системы Glide OS с целью повышения самостоятельности обучающихся при организации рабочего места за пределами учебной аудитории. Кроме того, в статье содержится обзор возможностей данной облачной операционной системы и интегрированных приложений, а также предлагается примерный перечень разработанных заданий и упражнений для знакомства с функциональными возможностями облачной операционной среды и встроенных программных средств.

Зубрилин А. А.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

В статье описываются общие и специальные дидактические принципы использования занимательности в обучении. Показывается важность занимательности как компонента учебного процесса.

Богатырева Ю. И., Привалов А. Н.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлено новое требование к подготовке учителя информатики — сформированность компетентности в области информационной безопасности. Детализированы направления и составляющие содержания данной компетентности.

Кучуганов В. Н., Мокроусов М. Н., Ворончихина А. В.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ В ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ

В статье продемонстрированы возможности и перспективы компьютерной обработки естественного языка в автоматизированных обучающих системах. Предлагаются способы применения результатов морфологического, синтаксического и семантического анализов для генерации заданий по произвольным текстам и для проверки ответов, записанных в свободной текстовой форме.

Клочко И. А.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

В статье рассматриваются особенности изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами специальности «Право и организация социального обеспечения», исходя из требований ФГОС СПО и работодателей. Рассмотрен базисный набор навыков, ориентированный на профессиональную деятельность, а также мониторинг знаний обучающихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ТЕСТЫ

Еремин Е. А.

РАЗРОЗНЕННЫЕ ФАКТЫ ИЛИ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Статья описывает экспериментальный метод оценки знаний студентов, который базируется на предположении о том, что целостность и систематичность знаний является важным критерием их качественного усвоения. Основная идея измерения заключается в том, чтобы выделить непересекающиеся группы взаимосвязанных понятий, сформировавшиеся у студента после изучения курса, и оценить их размер. Предлагаемый метод опробован на практике, разработаны способы представления результатов и проанализированы возможные числовые характеристики.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Буслова Н. С.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье обоснована необходимость изучения истории развития информатики, вычислительной техники и информационных технологий при подготовке будущих учителей информатики и приведен результат разработки соответствующего курса в педагогическом вузе по специальности «Информатика».

Магомедов Р. М.

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

В статье анализируются компоненты профессиональной деятельности учителя информатики с учетом применения новых организационных форм обучения.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рабинович П. Д.

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье развивается разработанная концепция «Техносфера образовательного учреждения»*. Техносфера представляется как совокупность образовательного контента, нормативного и методического обеспечения, ресурсов и технологий, кадрового обеспечения, а также коммуникаций и общественных отношений. Выделяется множество основных категорий пользователей Техносферы, приводится система требований для ее последующей разработки и внедрения: педагогиче­ские, функциональные, к эргономике и технической эстетике, к надежности и техническому обслуживанию, к защите информации, к сохранности информации, к численности и квалификации персонала, к документированию. Описывается иерархическая архитектура Техносферы. Основное внимание сосредоточено на информационно-образовательной среде как одном из ключевых компонентов Техносферы. Информационно-образовательная среда рассматривается как система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Приводится и описывается иерархическая архитектура информационно-образовательной среды. Формулируются наследуемые от Техносферы (но имеющие свои особенности) основные категории пользователей, система предъявляемых требований, группы функциональных возможностей. Уделяется внимание образовательному контенту в традиционной и электронной формах, а также системе коммуникаций образовательного учреждения, возможности интеграции в муниципальное/региональное/федеральное информационно-образовательное пространство. Отмечается, что приведенные в настоящей работе универсальные модель и структура требований к информационно-образовательной среде позволяют создавать уникальные (адаптированные) решения для конкретных образовательных учреждений в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации их образовательных программ.